Эволюция войлока от кошмы до велюра в Этнографическом музее.

27 июня 2007 года в 10.00 в Российском этнографическом музее открывается выставка «Войлок в культуре и интерьере», рассказывающая о традициях изготовления этого материала и современном его применении. Выставка приурочена к 10-й международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии», которая также проходит в эти дни в Российском этнографическом музее. — В последнее десятилетие, — говорит куратор проекта Наталия Калашникова, — войлок — пожалуй, один из самых старых, традиционных материалов, снова приобретает актуальность. В модной индустрии — и при шитье одежды или обуви, и при изготовлении мебели, используются и войлоки, созданные по старинным технологиям, и современные валяные материалы: велюры, сукна.

Такие свойства войлока, как малая теплопроводность, водонепроницаемость, пластичность и легкость, сделали этот материал незаменимым для жизни наших предков. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Его использовали для изготовления покрышек деревянного каркаса юрты. Разнообразные настенные и напольные ковры, сумки для одежды и посуды, чехлы, матрасы и подушки, сделанные из войлока, были неотъемлемой частью любого интерьера юрты. Кроме того, из этого материала изготовляли детали конской и верблюжьей упряжи. Из плотно скатанного войлока казахские, киргизские и туркменские мастерицы изготовляли предметы одежды — чулки, головные уборы и плащи, носившиеся воинами и пастухами.

До настоящего времени сохранились основные войлочные традиции. Носителями иранской традиции, когда применялся вкатанный узор, являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось в древности. Излюбленными цветами туркменских войлоков были белый, красный и черный, а основным рисунком — стилизованный бараний рог. При этом узор выкладывался шерстью на циновке, которую скручивали, а затем приступали непосредственно к валянию кошмы.

Пазырыкскую традицию, получившую свое название от знаменитого войлока-занавеса, найденного в одном из Пазырыкских курганов, характеризует тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов войлоков. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.

В Бурятии бытует сюнская традиция изготовления одноцветных войлоков, сплошь украшенных мелкой стежкой сухожильными нитями. Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии.

На выставке в РЭМ «Войлок в культуре и интерьере» представлено несколько десятков изделий из войлока — от традиционных ковров и верблюжьих попон до валенок, шляп и войлочных мячей. Часть экспонатов — например, бурки народов Кавказа, хранятся в коллекции музея с 1903 года. Уже тогда возраст этих предметов составлял сто-сто пятьдесят лет.

По словам Калашниковой, «конференция «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии» единственный в России форум, где профессиональные дизайнеры одежды могут больше узнать о материалах и технологиях прошлого. В разное время и с разной долей таланта к национальным костюмам обращались Гальяно, Ив Сен-Лоран, Шанель. Из российских модельеров элементы традиционной одежды в свои коллекции очень часто включает петербургский дизайнер Лилия Кисиленко. Так что сейчас интерес к историческим традициям национальных костюмов в мире моды очень велик, а сочетание прошлого — например, традиционного кроя, орнаментов, декора, и современности — технологий, материалов, дает потрясающие результаты».

Конференция «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии» соберет представителей самых разных профессий — историков, этнографов художников, дизайнеров, психологов, из городов России и из-за рубежа. По словам Калашниковой, в сборник материалов конференции войдут работы 70 авторов. Кроме того, впервые в заключительный раздел юбилейного сборника включен библиографический указатель, который содержит материалы девяти предыдущих конференций, состоявшихся в 1998-2007 годах.

С историей костюма и текстиля участники конференции смогут ознакомиться в фондах Государственного Эрмитажа, где, в частности, их вниманию будут предложены коллекции шпалер XVII-XVIII веков, вышивок XVI века и кружев, а также в фондах и на экспозиции Российского Этнографического музея.

Организаторы конференции — кафедра истории и теории искусств Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна и Российский этнографический музей.

Оставить комментарий