ГОБЕЛЕНЫ XVI-XX ВЕКОВ НА ВЫСТАВКЕ В СТОЛИЦЕ

Уникальная выставка открылась в ГМИИ имени Пушкина в Москве. На это раз перед взорами любителей прекрасного выставлены редкие шпалеры. Западноевропейские шпалеры 16-20 веков на поверку оказались знакомыми гобеленами. Откуда такое неожиданное название, вопрос к искусствоведам. Елена Пильник, куратор выставки: «Вопрос и простой и сложный. В некоторых случаях они не отличаются ничем, в некоторых — различия кардинальные. Шпалерами называются безворсовые ковры с фигуративными или орнаментальными изображениями». Расцвет искусства создавать гобелены пришелся на 16 век. Именно тогда стало ясно, что нитки гораздо долговечнее красок, тем более что они никак не ограничивают художника. Та же четкость линий и те же полутона. Вот эта шпалера, например, «Триумф надежды». Надежда автора оправдалась. Ее выставляют в музеях четыре столетия спустя. Под охраной, зато без стекла. И никто не запрещает прикасаться к полотну. Гобелены вообще искусство прикладное. Это сейчас плакатами завешивают дырки в обоях. В 17 веке холодные стены замков утепляли такими вот произведениями искусства. Современное ткачество гобеленов — удовольствие невероятно дорогое и малопопулярное. Но есть отважные. Гриша Брускин, художник: «Шпалера — страница из книги. Это такое мирокнижие. Достаточно прочная связь между текстом и текстилем. Однокоренные слова. А идея, что мир соткан, как раз заставила меня это сделать». Его шпалеры — это артефакты уже современного искусства, темы не те, что у древних! Увековечивать «строителей с алоэ» тогда не додумывался никто. Теперь, пожалуйста. Только вот ткать, по словам художника, европейцы разучились. Так, как в Москве, больше не ткут нигде в мире. Во всяком случае, гобелены.

Оставить комментарий